Как написать песню-хит?

Вступление.

Я аранжировщик, мне присылают свои сочинения молодые и не очень композиторы, чтобы из мелодии, напетой в телефон или компьютер, получился законченный музыкальный трек. Надо сказать, что в основном это любители, поэтому я получаю как вполне зрелые композиции, так и полный трэш.

Сочините песню в темпе 60 ударов в минуту, которая начинается с пары разных инструментальных проигрышей, затем первый куплет тактов на 40, а припев на 13, затем 9 тактов проигрыша и второй куплет покороче: 28 тактов, и так далее, минут на 6 — 7. Такая песня никогда не станет хитом. Никогда, Карл.

Просто композитор проигнорировал (а скорее всего не знал), как определенные музыкальные решения делают песню популярной и почему. Рассмотрим сначала чисто технические, а затем и творческие аспекты сочинения песни-хита.

Темп, размер.

Темп определяется количеством ударов метронома в минуту и обозначается как BPM (beat per minute). Вы не найдете в современных хит-парадах ни одного экстремально быстрого или очень медленного трека. Подавляющее большинство будет играться в темпах от 80 до 140 BPM. Причина проста — под такое любой станцует. Конечно, бывают исключения, но здесь мы ориентируемся на «мэйнстрим».

Музыкальный размер упрощенно — это чередование сильных и слабых долей и их общее количество в одном цикле-такте. Сегодня самый распространенный размер это 4\4, то есть в одном такте 4 доли, каждая из которых длится одну четвертую ноту. Подавляющее большинство современных стилей музыки и 99% хитов написаны в этом размере. Это сильно упрощает нам задачу. Считаем количество ударов метронома, делим на 4 — получаем количество тактов. Это нам понадобится для анализа структуры песен.

Сегодняшний стандарт поп музыки — ни темп, ни размер не меняются внутри песни. Так вся композиция воспринимается легко и цельно. Исключение-приемы «half tempo» и «double tempo» — играть в 2 раза медленнее или быстрее, и иногда замедление в финале. Применять их надо осознанно, а не потому что вы сочинили текст, где часть строчек влезает в размер, а часть нет .

Метроном

Длительность песен.

Начинающий композитору может показаться не нужным обращать внимание на длительность песни (главное — содержание), но это ошибка. Существуют чёткие критерии длительности песни в радиоэфире и в чарте.

На радио для песен быстрее 100 Bpm время ограничено 4 минутами, баллады могут звучать до 5 минут, но на практике радио-версии длиннее 4 м.30 с. встречаются редко. Альбомная версия может длится дольше, но для промо-трека обязательно сделают Radio Version покороче. Если хитом нежданно становится «проходная» песня из середины альбома, то прямо на радио ее обрежут «до стандарта». Я сам это делал, когда там работал.

Идеальное время для быстрого трека от 110 BPM 3 м 20 с — 3 м 40 с, для медленного (менее 90 BPM) 4 м 00 с — 4м 20 с. Однако, если вы уже музыкально «высказались», не надо заполнять такты «водой», как в школьном сочинении. Песня от этого не выиграет. Если ваше сочинение звучит менее 3 минут, ничего страшного нет. А вот хронометраж менее 2х минут в среднем темпе скорее всего означает, что композиция не доработана или не выстроена правильно. То же самое относительно песен на 6-7 минут. Чтобы удерживать внимание слушателя на таких промежутках времени, нужно быть опытным продюсером и музыкантом. Начинать свой путь в поп-музыке все же лучше с более коротких опусов.

Версии чартов и клипов как правило альбомные, они могут быть длиннее радио версий, но если вы просмотрите любой TOP, вы увидите, что большинство песен уложатся в эти временные рамки потому что звучать дольше просто не нужно. Об этом поговорим ниже.

Из чего «сделаны» песни.

Песня — это повесть или роман на 3 минуты. У романа должны быть вступление, развитие, кульминация и финал. Подобные части и формируют большинство песен.

Вступление (intro) — начало песни перед вступлением вокала. Кроме основной цели — завладеть вниманием слушателя, интро играет и еще одну важную роль — задать темп, тональность и настроение. Как правило вступление минималистично, часто без бита, чтобы дать пространство для развития. Текущий трэнд — короткие инструментальные вступления, или с вокалом без текста, от одного до 8 тактов.

Куплет (verse, обозначим его буквой A) — вокалист запел и история началась. Куплет — это повествование, и мелодии куплетов могут быть очень простыми, неброскими. Задача куплета — рассказать главную историю песни, создать vibe, захватить чувства и создать интригу для главного посыла — припева .

Развитие, переход (Pre Chorus) — небольшая и опциональная переходная часть от куплета к припеву. Это развитие куплетной темы или новая мелодическая линия, часто и гармония. Цель этой части — подготовить слушателя к встрече с припевом. Здесь нарастают эмоции, динамика, а иногда и наоборот, резко убирают ритм-секцию, и делают такой «завис», чтобы на контрасте припев грянул, как гром.

Припев (Chorus, часть B) — главное событие и кульминация всей песни. Самая яркая и насыщенная часть. Здесь мы узнаем чем закончилась история куплета и каков же вывод. Именно припев чаще остается в памяти, поэтому его нарочно повторяют снова и снова, чтобы он наверняка запомнился.

Bridge (часть С) — эта часть появляется только один раз — перед последним куплетом, припевом или между припевами в конце песни. В ретро-стилях это мог был проигрыш с инструментальным соло или вокализ (пение без слов). В последние декады это новая, вокальная часть, которая как бы разбивает повторяющиеся куплеты и припевы, добавляет в пеню «свежего воздуха». Bridge вновь привлекает внимание к песне, зачастую входя в противоречие с основным течением трека. Мы рассмотрим примеры использования бриджа.

Окончание (Outro) – или кода, финал. Дополнительная часть после всех припевов. В старой школе — кульминационный момент пьесы с полным оркестром, протяжной тоникой солиста в верхнем регистре и мощным финальным аккордом. Сегодня всего этого нет, и вариантов окончания масса. Слушатель должен понять, что песенке конец. Можно играть и крещендо с финальным «ба-бахом» и наоборот, постепенно «растворить» инструменты, или тупо увести громкость в ноль.

Структура песни.

В популярной музыке используют стандартные последовательности рассмотренных выше частей. Так делают специально, поскольку слушатель привыкает воспринимать музыку определенным образом и хит «заходит» легко. Конечно, вы можете и экспериментировать с частями. Сегодня компьютерные программы позволяют компоновать части как угодно и затем отбирать лучший вариант.

Минимальным музыкальным периодом в песне является период в 4 такта. На джазовом слэнге — ‘квадрат’, за который можно построить законченную музыкальную фразу. В следующих 4-х тактах мелодия может повторится или получить развитие, создавая 8 тактовый период. Особенность квадрата — он имеет завершенную мелодическую и гармоническую структуру. Так, из квадратов, как из кубиков, собираются куплеты и припевы. Квадраты могут быть 4-х, 8-ми, 12-ти, 16-тактовыми, но всегда кратны четырем тактам. Переходные части могут содержать и 2, и 1 такт, но завершённее звучат все-таки на 4 или на 8. Существуют и «неквадратные» периоды, но в поп-музыке не помню, чтобы встречал 5-ти или 7-ми тактовый период.

Поэтому, если вы сочинили пятистишие, а я такое встречаю нередко, придется как-то запихать его в 4 такта, а не приклеивать странный, дополнительный такт. Наиболее частые куплеты — 16 тактовые, если нужен куплет длиннее — правильнее сочинить Pre Chorus. Куплет на 24 или 32 такта, набранный из одного повторяющегося 8-ми тактового квадрата слушается скучно и затянуто.

Припевы наиболее распространены 16 тактовые, из двух одинаковых 8-ми тактовых квадратов, или вторая половина может быть видоизменена с целью кульминационного завершения припева-каданса.

Итак мы имеем три песенные части – A-куплет, B-припев, C-бридж .

Intro и Outro подразумеваются, но их может и вовсе не быть. Pre Chorus сочиняют не всегда, и иногда добавляют Post Chorus — переход от припева к куплету. Мы рассмотрим эти части на примерах.

Самые распространенная схема сегодня: куплет-припев. АBABАВB или ABABCB. По такому принципу написано огромное количество песен-хитов. Однако внутри этой общей схемы есть масса разновидностей. Вам стоит разобрать и проанализировать структуры песен в тех стилях, в которых вы творите. Давайте сделаем такой анализ для трех песен-лауреатов Grammy. Части я буду называть по-английски, а в скобках обозначать количество тактов.

Песня: Hello — Adelle. 79 BPM. Длительность 4 м 55 с.

Intro (1)\Verse (16)\Pre Chorus (4)\Chorus (16)\Post Chorus (2)\ Verse (16)\Pre Chorus (4)\Chorus (16)\ Bridge (8)\ Chorus (16) \ Outro (1)

Классическая схема ABABCB, темп медленный, поэтому песня немного затянута. Возможно, поэтому вступление и окончание сделали минимальными. Зато добавлена короткая переходная часть ко второму куплету, чтобы сбросить напряжение припева.

Песня: That What I like-Bruno Mars. 134 \ 67 BPM . Длительность 3 м 25 с.

Intro (1)\Verse (16)\Pre Chorus (8)\Chorus (12) \ Verse (16)\Pre Chorus (8)\Chorus (12) \ Bridge (8) \Chorus (12)

Опять ABABCB. Очень похоже структурно на Adelle. Здесь в припеве мастерски применяется прием полу-темпа, поэтому формально припев играется 12 тактов. Подводки к припеву 8 тактовые, а окончания вообще нет, песня обрывается на полуслове.

Песня: Bad Guy-Billie Eilish. 135\60 BPM Длительность 3 м 14 с.

Intro (8)\Verse (16)\Chorus (8) \ Post Chorus (2)\ Solo(8)\Verse (16)\Chorus (8) \Post Chorus (2)\Solo (16) \Part С ( 8)

А вот вам пример нестандартного подхода к структуре. Припев звучит всего дважды и он короткий, восьми тактовый, после припева — некий синто-проигрыш и, наконец, в финале все обрушивается в медленный trap, и никакого вам третьего припева и возвращения к исходному темпу.

Таким же образом можно проанализировать композиции из любых стилей. Вы получите разную картину. Здесь мы говорим о чартовой музыке и видим, что песни продюссируются короткими мазками из частей не длиннее 16 тактов.

«Жизнь» такой песни длится всего 3-4 минуты и этого достаточно, чтобы достичь своей цели — завоевать миллионы поклонников. Даже если вы не хотите в чарты — ваша песня, написанная по этим канонам, будет звучать композиционно выдержано и органично восприниматься слушателями.

HOOK.

Итак, мы рассмотрели «технические» аспекты популярных хитов. По этим правилам ежегодно сочиняются десятки тысяч песен, но до строчек в хит-парадах добираются единицы.

Ваша песня должна запомнится, а значит должна содержать какой-то гипнотический элемент, который накрепко пропишет ее в головах миллионов. Таким элементов является hook — крючок. Рассмотрим, как это работает.

Классический вариант крючка — красивая, запоминающаяся вокальная партия всей песни и в особенности яркий, нестандартный мелодический оборот в начале припева. Всего несколько нот, и дело сделано — мелодия застревает в голове. Именно по таким хукам радиостанции отбирают песни для эфира. Это отрезки не более 7 сек. звучания. Если песня узнается по нескольким нотам — она в топе, если нет — остается за бортом. Примеров могут быть тысячи :

Cher — Believe

Black — Wonderful life

Celine Dion — My Heart Will Go On

Еще один композиторский хит-прием- «на-най-на»-простенький напевчик без слов, который легко запомнить с одного раза. Фишка в том, что его начало как бы вытекает из его окончания, «на-най-на» сама зацикливается в мелодическую петлю и крутится в вашей голове до бесконечности.

Susanne Vega — Tom’s Diner

Robbie Williams — The Road To Mandalay

Крючком может послужить инструментальное соло. Классический пример — In the dead Car — Iggy Pop. Неброский речитатив на трех нотах и роскошный инструментальный проигрыш сделали песню классикой поп-музыки. Сегодня этот прием тоже актуален, та же Billie Eilish в Bad Guy неспроста добавила соло на синтезаторе и получила Grammy за лучшую песню 2020 года.

Песню могут запомнить и по крылатой фразе, которая пришлась ко времени. Здесь, конечно будут русскоязычные примеры: «Перемен!» «Всё идет по плану», «Еду в Магадан», и, наконец «Пикачу-чу-чу», как отражение сегодняшних трэндов. Сюда же относятся и мега-актуальный рэп и с ним прочие, но я их здесь не освещаю. В чистом виде рэп это больше поэзия, не песня, а речитатив.

Наконец, хуком может послужить ритмический рисунок — groove, заставляющий вас неожиданно для себя пританцовывать, даже если вы за рулем. Это в основном относится к танцевальной или рэп-музыке, но встречается и в других стилях, например We Will Rock You — Queen.

В качестве упражнения, прослушайте час популярной радиостанции и определите, какие приемы применяли хит-мэйкеры.

Какой бы крючок не сочинился, лучше засветить его поближе к началу, во всяком случае не позднее первого припева. Никаких «рецептов» крючков никто вам не предложит, слушайте много разной, хорошей музыки, подражайте. Многие именитые композиторов сочиняли под влиянием чужого творчества, пока не находили свой почерк, а Элтон Джон как-то сказал: «Если я хочу сочинить новую песню, я беру с собой десяток CD и уезжаю на ранчо» .

Сочинить мегахит дано не всем, но творчество прекрасно само по себе, даже если ваше сочинение придется по душе вам и вашим близким, вы уже получите бОльшую часть «приза».